Согласно новым данным Международного Морского бюро (ІМВ) пиратские нападение на торговые суда в последнее время уменьшились до семилетнего уровня. Всего 49 инцидентов во всем мире было зарегистрировано в первом квартале 2014 года — наименьшее количество с 2007 года, когда произошла 41 атака пиратов за этот же период.
Три инцидента с угонами танкеров и кражей нефти, произошедшие за последние полгода в Малаккском проливе и Южно-Китайском море, подтолкнули Объединенный комитет страховщиков груза (JСС) к изменению уровня риска нападения пиратов близ Малакки. Оценка возможного захвата судна повышена до 2,3 балла.
За первые три месяца 2014 года два судна были захвачены пиратами, на 37 судах пираты побывали на борту, пять были обстреляны и пять пытались атаковать. Всего 46 моряков были захвачены морскими разбойниками в качестве заложников. В отчете IМВ указывается на дальнейшее снижение пиратской активности вблизи Сомали: пять инцидентов в течение квартала, три попытки нападения на суда и два обстрелянных судна. В течение всего 2013 года здесь произошло только 15 инцидентов по сравнению с 237 в 2011 году. Однако директор IМВ Р. Mukundan предупреждает, что угроза нападения пиратов в этом районе остается реальной и присутствие военно-морских сил здесь необходимо. “Masters are therefore advised to maintain vigilance and adhere to the industry’s latest Best Management Practices recommendations”, — советует он. В отчете также высказывается озабоченность по поводу растущей проблемы у берегов Западной Африки, где были зафиксированы 12 инцидентов в первом квартале с. г., включая 39 членов экипажей, взятых в заложники, и похищение пиратами двух моряков. Наибольшее количество инцидентов — 18 произошло в Индонезии, включая проникновение на борт судов, стоящих на якоре, и случаи, которые IMB описывает как «low level thefts». Как видно из приведенных данных, в начале 2014 года ситуация с нападениями пиратов на торговые суда во всех регионах Мирового океана существенно улучшилась: значительно уменьшилось количество атак и снизилась их результативность.
Источник: Морское обозрение. – 2014. – № 3. – С. 13.
Все происшествия говорили о хорошо спланированных преступных действиях. В октябре прошлого года один из танкеров угнали в Южно-Китайском море у берегов Танунг Пенавар (Малайзия), уже в следующем месяце — в районе Пулау Кукуп в Малаккском проливе. В обоих случаях пираты перекачивали нефть с захваченных танкеров на другое поджидавшее угонщиков судно. Последнее нападение было совершено 22 апреля 2014 года. Бандиты захватили судно в районе порта Кланг. Пока пираты перекачивали 2500 т дизельного судового топлива, 25 членов экипажа танкера удерживались на борту в заложниках.
Эти три инцидента отличаются от характерных для этого региона пиратских нападений, когда основными целями бандитов были судовые запасы, электронные устройства или деньги. В ответ на рост морской преступности JCC сначала предложил, а затем одобрил изменение уровня риска нападения пиратов в водах Малакки до 2,3 балла, что является верхней точкой по существующей системе оценки IHS Foresight.
«Мы будем продолжать следить за развитием ситуации в этом регионе, как и во всех остальных, где существует реальный риск пиратских нападений», — сказал Нейл Смит из JCC. Хорошая новость для владельцев грузов состоит в том, что сейчас вряд ли оценка риска в этом регионе заметно повлияет на стоимость страхования грузов, перевозимых по морскому торговому маршруту, который является одним из самых загруженных в мире.
В докладе JCC отмечается, что нападения указывают на новую тенденцию, которая позволяет говорить о причастности организованной группировки или группировок, способных совершать быстрые нападения на танкеры и выкачивать из них нефть всего за несколько часов, к организованной преступности в Малаккском проливе и близлежащих водах, которая ранее не наблюдалось (IHS Maritime Fairplay).
Источник: Морское обозрение. – 2014. – № 3. – С. 13.